Drakensang the dark eye лучше играть. Drakensang: The Dark Eye. Сказка в лучших традициях жанра. Какое оружие или броня влияют на магические атаки

С этой игрой (как и с кое-какими другими) до её выхода некоторые особо мечтательные и слегка наивные товарищи связывали особые ожидания. Как же: полноценная RPG от никому ранее не известных разработчиков. Игра по довольно любопытной и совершенно незатасканной ролевой системе, которая у себя на родине в своём первозданном, некомпьютерном виде по популярности обогнала даже AD&D. Ролевая игра от немцев, наконец! Кому как не немцам, да ещё новичкам, не испорченным мировым именем и ворохом раскрученных брендов за пазухой, сотворить нечто оригинальное, душевное, способное заткнуть за пояс бездушные поделки гигантов-торгашей и вновь показать, что компьютерные игры – это искусство, а не только индустрия?!..

Чуда не случилось. Из двух с половиной миллионов евро (примерно таким, если верить общедоступным источникам, был бюджет Drakensang) сотворить бессмертный шедевр не удалось. Но удовольствие от ещё одного качественного проекта любители жанра всё же получили. Качественного, хоть и бесконечно далёкого от той оригинальности, которой от него почему-то ждали.


Перед нами – континент Авентурия, часть самого что ни на есть обыкновенного «хай-фэнтезийного» мира – планеты, имя которой, по-хорошему, представляет из себя анаграмму от «Земли» на том или ином языке: Dere (Erde) у немцев, Ethra (Earth) у англичан, а у нас почему-то просто Эт. Населяют его, как водится, люди, гномы, эльфы, орки... ну, вы поняли. Вполне стандартный набор. На старте, правда, нам предлагают несколько более сложный выбор: среди людей, эльфов и гномов существуют дополнительные подрасы и народности, но чем они друг от друга отличаются, не искушённый заранее в тонкостях ролевой системы игрок вряд ли поймёт. Ведь почитать подробные описания нам никто не предлагает... Остановившись, наконец, на какой-нибудь конкретной расе, национальности и классе, мы задаёмся вполне здравым вопросом: и что, это всё? Нет, не всё. Но такой привычный и понятный экран со статами, скиллами и прочими циферками, которые можно и очень даже нужно как-нибудь разбросать, разработчики почему-то заботливо спрятали за пугающей кнопкой «режим эксперта». Наверно, чтобы не мешать особо нетерпеливым сделать пару кликов и, особо не заморачиваясь, перейти непосредственно к игре.

Открывающееся нам при нажатии на ту самую кнопку разнообразие небоевых умений, разбитых на несколько категорий, приятно удивляет. Зоология, обольщение, краеведение... По крайней мере, на этот раз у нас есть возможность почитать, что здесь к чему, хотя обилие сокращений и малопонятных обозначений временами сбивает с толку. Но, по большому счёту, выбирать здесь особо не из чего: практически всё уже разбросано за нас заранее, в зависимости от расы, класса и прочего. Можно разве что отнять несколько пунктов от некоторых (далеко не всех) умений, перебросив их на другие. Так что «генерация» персонажа служит, скорее, для беглого ознакомления с ролевой системой. А ещё вызывает определённую надежду на то, что всей этой красотой и великолепием за время игры нам ещё придётся попользоваться.

Завязка проста и совершенно ничего не объясняет: главный герой, независимо от его расы, пола и всего остального, получает довольно загадочное письмо от старого друга, живущего в Фердоке, столице княжества Кош, и отправляется в путешествие, чтобы встретиться с ним и выяснить, что, собственно, случилось. По дороге, правда, выясняется, что в Фердоке какие-то проблемы и кого попало туда просто так не впустят. Так что придётся для начала завязать несколько влиятельных знакомств...


Движок игры воображение не поражает. По сути, это примерно всё то же, к чему нас уже приучили игры вроде Neverwinter Nights 1-2 или «Ведьмака». Разве что в чём-то несколько послабее (а может, просто похуже настроенный), но зато лишённый некоторых очень неприятных проблем, присущих NWN2. Камера здесь почему-то не поворачивается при подведении мыши к краю экрана – нужно обязательно ворочать ею с зажатой правой кнопкой. Управление – не образец удобства, хотя привыкнуть к нему вполне можно, и не к такому привыкали. Персонажи бегают не слишком естественно. Ну да ладно... А вот графика, кстати, как раз вполне себе хороша. Никакими сверхсовременными технологиями она не блещет, однако же картинка стабильно радует глаз, заметно превосходя как минимум тот же NWN2. Как и визуальное разнообразие ландшафтов и даже подземелий. А ещё на самое-самое начало игры нам заготовили с небольшими перерывами встречи с двумя самыми, пожалуй, эффектными (и внешне, и не только) персонажами в игре, которые так и напрашиваются (успешно) на то, чтобы не раз ещё попасться на нашем пути в дальнейшем. Ну конечно: деньги и время моделлеров-текстурщиков – штука не резиновая, грех был бы не выжать максимум из по-настоящему удачной работы. Короче, на визуальную составляющую игры жаловаться никак не приходится.

Раз уж заговорили о графике – стоит сказать несколько слов и о звуковом сопровождении. Музыка в игре, как нынче водится, есть. Что-либо более конкретное о ней сказать сложно. Говорят, где-то в Германии она получила приз как «лучший игровой саундтрек». Ну не знаю – мне она показалась более чем стандартной и совершенно не заставляющей обращать на себя внимание, в отличие, например, от отличнейших саундтреков того же «Ведьмака» или Mask of the Betrayer (аддона к Neverwinter Nights 2). Что до голосовой озвучки – придраться вроде бы и не к чему, но... мало её. Катастрофически мало. Так что советую сразу смириться с мыслью о том, что абсолютно большая часть диалогов в игре будет состоять из голого текста.

Зато уж жестикуляции здесь навалом! Сравнение здесь навскидку напрашивается лишь одно – «Ведьмак» (что-то зачастил я с его упоминаниями). Видели тамошние активные и не всегда вполне адекватные движения руками, туловищем и головой во время беседы? Что-то похожее, но уже поприятнее и поразнообразнее, можно наблюдать и здесь. Персонажи запрокидывают головы и широко разевают рты в истеричном хохоте (такое, правда, случалось и в NWN2), упирают руки в бока, нервно оглядываются, смущённо опускают взгляд... У кого-то дёргается глаз, у кого-то при разговоре на щеках можно наблюдать едва уловимую игру света и тени. Мимикой в полном смысле этого слова я бы всё же это не называл: настроения и эмоции собеседника здесь всё же передаются по большей части движениями всей головы вместе либо других частей тел. А никаких внезапных улыбок, кислых мин или угрюмых рож, которыми ещё в 2006-м напоказ щеголял Oblivion со своим модным, но не слишком красивым FaceGen’ом, в этой игре замечено не было. Но, как ни крути, разработчики могут быть вполне довольны результатом. Они, судя по всему, и довольны. И не упускают ни одного шанса похвастаться, не позволяя игроку просто «прокликивать» некоторые сюжетные сцены-диалоги, даже если волей всемогущего сейв-лоада он наблюдает их в сто десятый раз.


Отдельно стоит отметить анимацию портовых грузчиков, таскающих на себе здоровенные ящики туда-сюда по кварталу. Такая, казалось бы, мелочь, оставляет очень хорошее впечатление об атмосфере, хотя, например, проследив за одним из таких персонажей от начала до конца, можно немного разочароваться, убедившись в том, что «граничные точки» анимации (т.е. поднятие и сбрасывание того самого ящика) отсутствуют вообще – груз просто появляется из ниоткуда и исчезает в никуда.

Геймплей, как водится, раскочегаривается неторопливо, давая к себе привыкнуть. Квестов в стартовой локации не так уж много, в основном это всего лишь поручения вроде поиска потерянного кошелька или боевые состязания. Есть, правда, «квест», представляющий из себя «защиту от копирования», а точнее – бонус для «честных», которым предлагается назвать некий пароль, который в самой игре отсутствует и должен был к ней прилагаться при покупке. Конечно же, наши локализаторы о нём даже не вспомнили.

Зато навязчивых пометок на карте, ставших «проклятым стандартом» современных RPG где-то со времён выхода Oblivion, – хоть подмышкой жуй. И никуда вы от них не денетесь. Даже если в радиусе половины локации от отмеченного места на вашей карте девственная чистота, но кто-нибудь о нём уже упоминал в разговоре, – не заблудитесь никак, при всём желании. Впрочем, размеры и планировка локаций и так не располагают к тому, чтобы заблудиться. Хотя совсем уж маленькими их не назовёшь. Пожалуй, по размерам это что-то среднее между среднестатистическим лесом в Neverwinter Nights и болотами «Ведьмака». Побродить есть где, но не слишком долго.

Практически сразу же заполучив себе в партию первого (точнее, первую) из десятка существующих в игре спутников и поговорив со всеми, с кем можно поговорить в деревне и её самых ближайших окрестностях, мы отправляемся исследовать близлежащие леса и пещеры. По большей части этот процесс сводится к истреблению волков, медведей и прочей живности с последующим обдиранием с них шкур и прочих запчастей (тот самый навык «зоологии», имеющийся у той самой спутницы). Конечно, в любовно прорисованных пещерах встречаются и другие противники. Зато с сундуками и ловушками всё строго: если игрок не догадался сделать главного героя вором, вскрывать их будет... просто некем. И никаких вам опций типа “сломать”. Уже запаниковали? А вот и зря. Расслабьтесь: вор ещё будет. Главное – запомнить все места, по которым с ним придётся заново пройтись. А также вовремя сообразить (о соответствующем туториале разработчики, конечно же, забыли), что вскрывать сундуки можно только отмычками, которые для этого обязательно нужно вытягивать на панель быстрых действий и использовать уже именно оттуда. В общем, кому уже пришлось играть в Neverwinter Nights – тот и сам разберётся, а остальные просто примут к сведению чужой опыт вдумчивого битья лбом об стену. Таким же образом применяются и различные целебные средства вроде бинтов – таких обычных, но таких бесценных в этой игре. Здесь ведь, кроме обычных для любой RPG хитов, присутствует ещё и такое понятие, как «рана». Рану (а то и несколько сразу) можно получить, если вам одним ударом нанесут урон, превышающий ваше телосложение, после чего вы провалите автоматическую проверку силы воли. Раны эти ослабляют персонажа и отмечаются рядом с портретом персонажа, никуда не уходя даже при полном восстановлении хитов. А если их накапливается сразу пять, персонаж попросту гибнет сразу, невзирая ни на что. Впрочем, нет, не гибнет: разработчики в очередной раз предлагают нам поиграть за «условно бессмертную» партию, которая автоматически воскресает после успешно выигранной битвы, если в сознании остался хотя бы один боец. Но раны лечить всё равно нужно – сами они никуда не денутся. А воскресшие ещё и получат «бонус» в виде критической раны, которую нужно сначала превратить в обычную, а потом уже лечить. Поэтому бинты с собой нужно носить всегда и использовать экономно. Да и навыки соответствующие качать, если нет желания истратить всё впустую.


«Мирная жизнь» поначалу не блещет. Можно общаться с неписями, можно торговать. Ну а где этого нельзя? К слову, валюта здесь притворяется правдоподобной, поэтому разделена аж на три «этажа» – золотые дукаты, серебряные талеры и медные геллеры. На деле это влияет только на... хм, да ровным счётом ни на что не влияет. Атмосфера-с. А ещё можно бегать вокруг деревенских домиков и радостно ломать ящички-бочечки, находя внутри всякие полезности. Детский сад, ей-богу. А вот зайти в какой-нибудь дом мы не можем. Не положено. И это не может не огорчать. Деревенский трактир – и тот представляет из себя всего лишь барную стойку под навесиком, выходящую под открытое небо.

Диалоговая система ничем особо не отличается от привычных аналогов и, что приятно, позволяет время от времени пользоваться диалоговыми навыками. Например, достаточный уровень «знания людей» («human nature» в английском варианте) позволит персонажу вовремя догадаться, что его пытаются бессовестно надуть, предложив несколько жалких монет за возвращение бесценного товара. А «обольщение» позволит персонажу мужского пола договориться с пожилой крестьянкой, которая не желает, чтобы он шарил по её двору. Но случаются такие эпизоды, к сожалению, совсем не так часто, как того бы хотелось, и в большинстве случае мало на что влияют. Зато иногда дают немного опыта. Правда, что неприятно, практически в самом начале игры мне встретилась «дыра», позволяющая бесконечно накапливать этот самый опыт, повторно используя один и тот же навык в одном и том же ничего не значащем диалоге. Но, поскольку речь идёт, если память не подводит, аж о пяти единичках экспы за один раз, нормальные игроки всё же могут вздохнуть спокойно и оставить подобные извращения убеждённым манчкинам читерского толка.


Кстати, об экспе. Она здесь также особенная. Заглянув в экран персонажа, мы видим на нём сразу две цифры: «пункты приключений» и «пункты роста». Первые – это та самая всем привычная экспа. Она копится за бои, за выполнение квестов и т.д. и поднимает уровень при достижении определённых значений. Вторые – это, в общем-то, та же самая экспа, а точнее – та её часть, которую мы ещё не «израсходовали». Расходовать пункты роста можно в любой момент, когда вздумается, никак не привязываясь к повышениям уровня. Именно с их помощью можно поднимать навыки и базовые характеристики. Именно ими (а также некоторым количеством денег в нагрузку) придётся платить некоторым персонажам за то, чтобы получить дополнительные (ещё не присутствующие у персонажа, а потому не раскачиваемые обычным образом) навыки или, к примеру, заклинания. Да, заклинания тоже нужно покупать. Причём шанса купить что-нибудь по-настоящему полезное ещё придётся подождать.

Да и вообще, о магии сказать получается на удивление мало, даже если проходить игру магом. Заклинания вполне обычны – например, аналоги всем известной «каменной кожи», «магической стрелы», всякие там поджигания или порча оружия... В общем, запоминаются разве что диковинные названия, вроде «арматруц», «плюмбумбарум тяжёлая рука» или «плим плам пламя». Некоторые из бойцовских навыков, между прочим, запоминаются получше и используются почаще. Особенно один уникальный. Зато заклинаниям можно свободно менять «уровень», вкладывая в них больше или меньше маны («астральных очков», как это здесь называется).

Рано или поздно игрок добирается-таки до города, в котором сюжет, конечно же, заходит на новый виток. Постараюсь обойтись без особых спойлеров, сказав лишь, что до определённой поры повествованию удаётся сохранять некоторую интригу и даже видимость эдакой «эпичности». В какой-то момент мы получаем в своё владение просторный дом, в котором могут спокойно отдыхать все набранные нами спутники, не влазящие в партию, ограниченную четырьмя персонажами, включая главного героя. Опыт при этом стабильно накапливается у всех, независимо от их непосредственного участия в наших приключениях. Ну как тут не вспомнить о некоторых рецензентах, бросавшихся фразами вроде «Drakensang - антология RPG» или «все RPG в одной игре». Конечно, это преувеличение. Не все, далеко не все – главным образом всё же одна вполне конкретная (которая и сама успела кое-что позаимствовать). Но заимствования есть, и их сложно не замечать. Да и количество избитых фэнтезийных штампов зашкаливает...


В самом городе, как оказывается, есть где походить, но почти нечем заняться. Целых четыре района (некоторые из них поначалу недоступны, но это исправляется довольно быстро), улочки, переулки и огромное количество домов, в которые, за очень редкими исключениями, зайти всё так же невозможно. Зато куча торговцев, хороших и разных, у которых можно при наличии денег накупить всякой всячины – от дорогого платья и редкой древесины до обычного мыла и шариков, которые можно при наличии определённых умений коварно подкладывать под ноги врагам. Кстати, давно ли вам приходилось пользоваться мылом в RPG? Здесь – придётся. А ещё придётся (по желанию, конечно) покупать, находить и использовать всевозможные «инструкции» для крафтинга оружия, доспехов, луков и стрел. В принципе, всё это не так уж и необходимо, но иногда вполне может пригодиться. Если всё же решите попробовать – учитывайте, что некоторые необычные ингредиенты могут только казаться доступными в чрезмерных количествах. И, однажды от них избавившись в неподходящем месте в неподходящее время, можно позже сильно-сильно пожалеть.

Квестов в городе, как на четыре района, немного. Встречаются любопытные, вроде игры с гномами-близнецами в напёрстки (в роли напёрстков – сами близнецы) или временного замещения стражника, следящего за людьми, пытающимися пройти через городские ворота. Но в целом всё просто: найди, принеси, побей, подёргай рычаги... Поначалу крайне малое количество подобных развлечений неприятно удивляет, но через некоторое время становится ясна задумка разработчиков: в старых, давно известных местах время от времени «возникают» новые побочные квесты после того, как игрок пройдёт очередной кусок сюжета. Практически всегда это требует отправиться из города в какую-нибудь новую локацию, после чего вернуться обратно. Соответственно, всякий раз по возвращении будет полезно заново пройтись по всему городу и посмотреть, что же новенького он нам может предложить на этот раз.

К сожалению, такая «реиграбельность» относится к городу и только к нему. Почти все остальные локации за нами попросту захлопываются. То есть, покинув стартовую деревню, чтобы отправиться в город, вы никогда уже в неё не вернётесь. Просто потому что сценаристы этого не хотят. И никого не интересует, что у вас там остались невыполненные квесты. Также никого не заинтересует, если где-нибудь в болотах вы, уже добив «главный» сюжет, внезапно поймёте, что для выполнения побочного квеста очень не помешало бы выкупить обратно какую-нибудь полезную вещицу, проданную какому-то из торговцев Фердока. Выйдете за вещицей – в болота вас уже обратно не пустят. Обо всех таких случаях игра честно предупреждает при попытке покинуть локацию, но радости это как-то не прибавляет. Так что будьте внимательны и предельно осторожны. Особенно с тем, что и где продаёте, если не уверены на все двести процентов, что позже не захотите выкупить назад.


А с болотами, кстати, связан один из самых интересных и определённо самый хардкорный квест в игре. Здесь нас заставят читать малопонятные указания, много думать, ещё больше ходить, время от времени задумчиво пялиться на карту, снова читать и снова думать и ходить... Поверьте – времени это займёт немало. И ещё не факт, что решить все предложенные загадки получится без спойлеров. Они и сами по себе более чем туманны, а уж стараниями переводчиков и вовсе... Вообще, сложно сказать, с какого именно языка переводили игру на русский. Судя, например, по имени одной из спутниц, названной Кладдис (проверив, выяснил, что именно так её звали в оригинале, а вот для англоязычных игроков она Gladys), – всё же с немецкого. Судя по некоторым другим особенностям – возможно, что и с английского. Как бы там ни было, похвалить перевод я не могу по простой причине: практически все моменты, где конкретные слова действительно важны, в русской версии бессовестно завалены. Так вот и здесь. Между английским и русским (немецкого не видел) вариантами загадки отличия вполне заметны, и отнюдь не в пользу русского в плане решаемости.

Но квест этот пройти всё же однозначно стоит – хотя бы ради награды. Она, наверное, вызовет не самую однозначную реакцию у разных игроков с разными пристрастиями и предпочтениями, но... знаете, я так сходу и не помню, когда в RPG получал награду за квест в таком «стандартно-необычном» виде и при этом мог извлечь из неё реальную выгоду. В общем, я искренне порадовался. А вы – смотрите сами.

А вот партию, к сожалению, никак нельзя отнести к сильным сторонам этой игры. При первой встрече персонажи, претендующие на то, чтобы стать спутниками главного героя, просто-таки светятся жизнью, на каждом шагу демонстрируя свои незаурядные характеры и чувство юмора. Но... стоит им к нам присоединиться, как живой и темпераментный человек (эльф, гном) превращается в беспрекословно повинующегося нашей воле и почти бессловесного «ослика для поклажи». С ним ещё можно поговорить, расспросив на несколько общих тем. Он ещё может отпустить один-два комментария, проходя вместе с нами по какому-нибудь особенному для него месту. Но это и всё. Никаких перепалок спутников между собой. Никаких романов (да-да, нам, мужикам, снова подсунули воришку-обаяшку, пускай почему-то и чистых кровей, и снова не позволили ни о чём даже помечтать). Никаких споров о принятых главным героем решениях. И один-единственный личный квест на всех десять партийцев. И ещё один, который, по-хорошему, должен был бы стать личным, но по сути таковым не является: присутствие при его выполнении персонажа, который явно больше всех остальных заинтересован в происходящем, влияет лишь на одну-две незначительные фразы, когда дело уже сделано.


Вообще говоря, игра оставляет стойкое впечатление обвешанного чужими идеями середнячка, в котором очень многое можно было бы сделать гораздо лучше. И, тем не менее, как же она затягивает! Если поначалу можно немного заскучать, то чем дальше – тем приятнее становится играть, тем меньше хочется прерываться. При этом самому бывает трудно понять, что же именно вызывает настолько позитивную реакцию – светлая, во многом сказочная атмосфера, местами приправленная ненавязчивым юмором? Или сюжетные локации, демонстрирующие заметное разнообразие и успешно создающие иллюзию «эпичности» и масштабности происходящего? А может, тот факт, что в игре пару раз встречаются даже нормальные стелс-квесты, лишь слегка подпорченные недостатками управления партией? И даже откровенно слабенький и обильно заштампованный (чего греха таить) сюжет не портит общей картины. В конце концов, сюжетов-то здесь на самом деле сразу два! Один, основной, – рядовое, каждодневное спасение мира (кто-то ещё сомневался?), второй, гораздо более интересный, – скорее «личный квест главного героя», заканчивающийся где-то к середине игры. Сам по себе такой ход уже не может не вызвать положительных эмоций. И позитива действительно становится всё больше буквально с каждой новой локацией.

Как ни странно, несмотря на очень слабую роль диалоговых навыков, в игре присутствует и небольшая, но заметная доля нелинейности. Где-то нам предложат выбрать, какой из двух сторон помочь, чтобы добиться от неё помощи и продвинуться по сюжету, где-то дадут шанс совершить предательство, продав свою верность за огромную сумму золота и, как следствие, выполнять квесты (должен заметить, некоторые из них - очень интересные, как для «злого» варианта) уже против своего вчерашнего работодателя. Жаль только, что таких моментов не слишком много, и на развитие основного сюжета они не влияют никак.

Единственное, на что захотелось поругаться по итогам прохождения, – это всё же традиционная для многих RPG скомканная концовка, почти полностью представляющая из себя обычный экшен-марафон с длинными подземельями, из которых нет дороги назад, с бесконечным респавном и прочими не самыми приятными вещами. Боёв с респавном, к слову, не избежали обе концовки (по одной на каждый из сюжетов). Хотя в одной из них он не бесконечен, но вполне может на первый взгляд таковым показаться, зато следующий за ним ролик (конечно же, на движке) заставляет простить абсолютно всё. Определённая сложность и баланс в игре имеются: хотя большая её часть и проходится без всяких проблем, но несколько мест заставят изрядно попотеть, а то и попросту уйти ни с чем, вернувшись позже, когда уровень подкачается или экипировка получше отыщется. По крайней мере, один раз вам почти наверняка придётся это сделать, столкнувшись с «боссом» одного из побочных квестов.


Диалогово-ролевые же элементы достигают своего апогея как раз перед самым стартом упомянутого марафона, когда разработчики торжественно достают из рукава туза и предлагают нам, как уже давно показал чужой опыт, совершенно беспроигрышный вариант – квест-судилище. И снова реализация им удаётся на все сто. Более того, на этот раз нам позволили даже бездарно проиграть процесс, после чего решить возникшие проблемы альтернативным способом. Остаётся лишь в очередной раз встать и зааплодировать.

А потом мы будем драться. Очень много драться. Но, знаете, почему-то это будет интересно... может быть, потому что драться придётся с довольно оригинальными, нигде более в игре не встречающимися противниками. Может, потому что огромное подземелье, в котором всё это происходит, обладает своей историей, которую нам будет интересно, хоть и бесполезно узнать поподробнее. Может, потому что в какой-то момент мы поймём, что у нас банально закончились целебные зелья, и, сцепив зубы, на последнем издыхании начнём изобретать тактику, которая поможет всё же дожить до конца. А может, ещё и потому, что среди тотального экшена случится и небольшой перерыв на загадку. А после него – познавательная беседа с очень интересным и неожиданным персонажем.

И всё же - самый-самый конец вызывает некоторое разочарование. Подземелья остались позади, постоянные драки перестали быть интересными, оставшись выматывающими. Сказка закончилась внезапно и очень просто, не оставив места каким-либо прощальным неожиданностям или фантазиям о будущем, о последствиях сегодняшних свершений. Именно в этот момент действительно кажется, что нас обманули. Но оборачиваясь назад, обо всём том, что было с нами раньше, можно вспоминать исключительно с теплотой. Всё-таки это была красивая сказка.

Немцы очень любят настольные игры, причем не чужие, а национальный продукт. В стратегиях правят балом Die Siedler von Catan и ее многочисленные отпрыски. Среди RPG пальма первенства принадлежит Das Schwarze Auge, оставившей позади заморскую Dungeons & Dragons. Лишь в 2003 году она пришла в англоязычные страны под маркой The Dark Eye сразу в четвертой редакции правил. Впрочем, настоящие фанаты посетили сказочный континент Авентурия еще за десять лет до того: в 1993-м Sir-Tech Software выпустила Realms of Arkania: Blade of Destiny , открыв серию Northlands Trilogy .

На темном глазу

Системные требования

Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц

1.5 Гб памяти

GeForce 6600 GT/Radeon 9800 Pro

6 Гб на винчестере

Рекомендуемые требования

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.6 ГГц

3 Гб памяти

GeForce 8800/Radeon X1900

6 Гб на винчестере

За что в Германии обожают Das Schwarze Auge? Явно не за оригинальность вселенной, изготовленной по лекалу стандартного «high fantasy». Жители Авентурии практикуют магию, истребляют крылатых рептилий и поклоняются обширному пантеону богов. Эльфы — вспыльчивые снобы, гномы — прекрасные камнетесы, орки — свирепые вояки. Любое фэнтезийное клише обязательно найдется на долгом пути к горе Дракенсанг, где спит последний из великих драконов.

То же самое можно сказать и о штампах компьютерных RPG. Drakensang впору рекомендовать как антологию жанра — Radon Labs с немецкой дотошностью (и, увы, суровым лицом) собрала все мало-мальски растиражированные ходы. «Зачистка» подвала от крыс? О да — пятиэтажного. Избранный, древние пророчества и культисты? Непременно. Поиск запчастей от чудо-артефакта? Еще бы! И, казалось бы, всё аккуратно, по рецепту, с точностью до грамма, но тоска сжимает горло. «Федекс» и прогулки по канализации, которые сгодятся для не нюхавших пороха новичков, усыпят знатоков, воспитанных на Baldur"s Gate 2 , Planescape: Torment и The Witcher .

Создатели Drakensang не привнесли ничего своего в готовые формулы, придушив интригу в зародыше. Что ни задание — почти всегда «принеси» или «убей», без остроумных вывертов и сюрпризов. Начните разговор, и в памяти всплывет «Златогорье » с километрами сухого, по-канцелярски информативного текста. Щелк-щелк-щелк на единственной опции — вот и пообщались.

Иногда авторы вспоминают, что в The Dark Eye заведено аж пять социальных умений (обольщение, этикет, торговля, заговаривание зубов, психология), и предлагают несколько реплик. Обнаружили пометку «» или «» — смело тыкайте курсором, тем более что ситуации с трудным моральным выбором можно пересчитать по пальцам левой руки. А по пальцам правой — миссии с нетривиальной закваской, вроде головоломки шкодливого лепрекона и тайной вылазки на бандитский склад. Неплохо поставлен и суд, где герой защищает невиновную девушку (хотя тоже избитая тема). Сценаристы держат нас на коротком поводке, давая оступиться в считанных эпизодах: принять взятку, поверить словам лжесвятоши… Да и совесть потом не загрызет, ведь здесь нет вороха разных финалов и эпилога в картинках.

Спасение утопающих

Примитивность повествования и квестов кое-как искупает глубокая ролевая система с множеством D&D-образных классов и… двумя видами очков опыта. Adventure points — привычная «экспа». Learning points — универсальные баллы для «прокачки» базовых параметров (телосложение, ловкость, интуиция, храбрость и проч.), талантов (ремесленные, воровские, диалоговые), владения оружием и силы заклинаний. Эту же «валюту» мы тратим на покупку пассивных навыков и мощных спецударов, круто меняющих ход сражения.

А уж битвы — не чета болтовне. Игра позволяет обвести бойцов в рамку и бросить их на жертву, но первый серьезный противник поставит кровавую точку в судьбе приключенцев. Особенно опасны тяжелые раны. Пять переломов отправят в нокаут даже крепыша с полной шкалой здоровья.

В отличие от Neverwinter Nights 2 с ее гибкими настройками ИИ, Drakensang ценит ручной подход к делу. Одинокая кнопка переключает режимы атаки (персонажи бегут к врагам) и защиты (терпеливо выжидают). Об остальном заботимся мы сами, используя тактическую паузу, стек приказов и «горячие» клавиши. Без нашего присмотра команда тупо молотит мечами, напрочь забыв о волшебстве, зельях и суперприемах. Призванный из астрала джинн — и тот умнее. Лишь вовремя запущенный огненный шар, удачный пинок с разворота и правильная расстановка спасут отряд.

Состав партии тоже важен, благо, компаньонов тут — море. Амазонка, храбрый рыцарь, колдун-«ботаник», остроухий рейнджер, гном-телохранитель, алхимик, хашишин местного розлива… Сколотить группу, идеально дополняющую способности Избранного, — проще простого. Пока основная четверка путешествует по Авентурии, безработные помощники отдыхают в особняке в стольном граде Фердок. «Скамейка запасных» не отстает от коллектива — все получают опыт поровну.

Без заката и рассвета

Расплата за пеструю компанию — слабая проработка характеров и предысторий. Скромный набор озвученных комментариев на разные случаи, несколько казенных фраз для беседы о личном — и весь портрет. Разве что амазонка Рулана удостоилась персонального квеста, однако он рядом не лежал с драмами из BG 2 и PST . Об амурных страстях лучше вообще не мечтать.

Хотя на фоне прочих претензий это пустяки. Жутко раздражает привычка захлопывать локации с «отработанной» сюжетной линией. Выскочили на глобальную карту — прощайте, побочные задания, купцы и невскрытые сундуки. Диковатой логике неподвластны только Фердок с его четырьмя кварталами, поселок Таллон и гномское царство Муролош.

Встроенные подсказки раскрывают формулы для расчета урона и производной статистики, пугая неофитов всякими «2W+4», но никогда не расскажут о том, что, например, Etiquette и Seduce — сущий мусор. Еще печалят отсутствие цикла «день-ночь», скудный ассортимент магических украшений и… удручающе медленный бег. Шевели герои ногами в два раза быстрее, прохождение заняло бы не тридцать, а пятнадцать часов.

Одна радость от черепашьего темпа — на такой скорости вы сполна насладитесь видами Авентурии. Яркая, брызжущая цветами палитра, отличные спецэффекты и анимация, зрелищная имитация огня, тумана и дыма. Декорации обставлены с любовью к деталям, будь то высоченный утес над рекой, сонная деревушка или заросший паутиной склеп. Главное — не бродить под землей слишком часто, иначе глаз подметит халтурный «copy/paste».

Вдали от пантеона

Красочные пейзажи и приятная музыка — то немногое, что приближает Drakensang к именитым североамериканским собратьям. Для хорошего проекта, а тем более для культового статуса и звания «RPG года» (привет немецкой прессе!) этого мало — нужны талантливые сценаристы и нескучный дизайн.

Пожалуй, обзор стоить начать с того, что ее выход откладывался и переносился несколько раз. Как уже все успели заметить, ничем хорошим, подобные перипетии не заканчиваются.

Если вернуться к прошлым анонсам от студии Silver Style, то на выходе мы должны были получить полноценную РПГ с нелинейным сюжетом и кастомизацией каждого персонажа.

В итоге увиденное не совсем соответствует заявленному. Вместо абсолютно нового геймплея с уникально разработанной РПГ составляющей, получился некий клон Готики. Это становится заметно, только лишь взглянув на скриншот.

Сюжет

Начало игры выглядит мрачно, и предупреждение до 16 не рекомендовать, тут, как нельзя было к месту. Из тела живой беременной женщины, во имя приношения жертвы, вырезают не родившееся дитя. Ужасная сцена начинающая сюжет игры, отнюдь не последняя, далее по сюжету подобное встречается часто.

Наш главный герой – крепкий мужчина человеческой расы с намеком на уклон, в определенный класс исходя из прокачки. События, при которых начинается история, опутаны кровными узами в прямом смысле слова. Кайрон, именно так зовут героя, любит собственную сестру больше чем брат. Все подумают – инцест, да именно так. В их не простые отношения вмешивается отец и строго настрого запрещает такого рода отношения между детьми. Дабы Каландра (имя дочери), не наделала глупостей, он решает ее выдать замуж как можно скорее.

Однако в планы грудастой красавицы (по меркам игры) это не входило, и она сбегает уже перед самым бракосочетанием в неизвестную пещеру. Отец, подумав, что в мыслях его дочери опорочить свою честь, и новый жених не возьмет ее в жены, отправляет брата на срочные поиски.

И Кайрон, таки находит сестру. На теле девушки есть незначительные раны, которые она получила в борьбе с огромными ящерами, однако и сам герой был ранен. Делая перевязку их кровь все же, смешалась, только в прямом смысле этого слова.
Позже герой обнаружит, что у него появилась некая часть магических способностей, хотя и слабых.

Пытаясь рассмотреть хоть какой-то намек на РПГ, было пройдено немало испытаний. И все эти испытания, убивали мысли о том что запущенна именно экшен РПГ.

Режим боя, геймплей

Слабых нервами, просьба покинуть экраны. При каждой схватке с противниками, причем неважно одиночный это бой или на персонажа напала целая группа, вся игра протекает в замедлении. До сих пор пока это не понятно, задумка это или глюк. Быстрых разворотов, уклонов и контратак не получается. В толпе попасть по конкретному противнику получатся очень редко. Ощущается, что механика игры осталась в далеком 2000 году.

К слову опыт получаемый игроком во время битв есть, выдается он как «очки приключений». Вот на него мы и работаем. Тратить их можно в нескольких направлениях:

  • На боевые навыки
  • Прокачку талантов
  • На вспомогательные навыки.

И при всем богатстве интересных способностей и навыков, применить их по сути некуда. Львиную часть игры можно пройти, используя всего один навык и магическую способность. Такая же проблема заключается и в локациях, которые то и дело копируют друг друга от миссии к миссии.

Подведя итог, вся фантазия разработчиков обрела единую для миссий команду – найти и уничтожить. Стоит ли играть в The Dark Eye: Demonicon, решайте сами. Для того что бы убить день ее более чем достаточно. Как итог:

  • Сюжет – явно не для детей
  • Геймплей – отсутствует
  • РПГ составляющая – применима на 10%
  • Графика – клон Готики


Боевая система в The Dark Eye крайне демократична – в любой момент сражения игрок может нажать на паузу и поколдовать над подопечными персонажами. Вот сейчас и настал момент, когда необходимо объявить, что Drakensang по сути является командной RPG. Это означает, что практически всю игру мы пройдем в компании боевых товарищей. Право выбора соратников нам не предоставляют, но как только они попадают в команду, задача развивать и улучшать характеристики новобранца падает на ваши плечи. Так что если вы забыли повысить себе или спутнику какой-либо параметр, смело останавливайте бой и исправляйте ситуацию. Кроме того, в режиме паузы товарищам можно раздавать команды – если число противников велико, то правильная тактика позволит одержать победу с минимальными потерями.

Классика жанра?

Такое путешествие в компании, по сути, сильно облегчает прохождение. Если свои очки опыта вы потратите на обучение варке зелий, то соратника можно сделать неплохим кузнецом – тогда в наличии всегда будут лечебные снадобья и приличное оружие. Способности друзей помогут даже в ведении диалогов, которых в The Dark Eye великое множество, как и подобает качественной RPG.
Сюжет, несмотря на столь тривиальную завязку, поражает своей глубиной и продуманностью – по мере прохождения вы начинаете распутывать закрученную детективную историю. Помимо основной линии квестов вас ждет и огромное количество побочных заданий, разнообразие которых, несомненно, радует. Банальных «принеси что-то» или «убей кого-то» вы почти не встретите, поэтому получение очков опыта в результате становится приятным довеском к интересному приключению. Характеры NPC, встречающихся на вашем пути, проработаны неплохо. И если озвучка оставляет желать лучшего, то мимика собеседников и продуманность диалогов выглядят достойно, что делает «говорливую» составляющую The Dark Eye еще одним винтиком, грамотно закрученным в механизм классической ролевой игры.

Просторный мир, по которому нам придется побегать в процессе выполнения заданий, создан на собственном движке компании-разработчика – в работе над The Dark Eye движок NEBULA подлатали, в результате чего перед нами предстали красивые пейзажи и неплохие модели персонажей. Правда, бесшовный мир у Radon Labs не получился – на загрузку новых локаций придется потратить 15-20 секунд ожидания. Но, скорее всего, многих игроков раздосадуют вовсе не экраны загрузки между локациями, а передвижение по ним. Если стандартная WASD привычна практически всем и всегда, то камера ведет себя уж очень неприлично. С одной стороны, изменить ракурс с помощью зажатой правой кнопки мыши порой бывает весьма кстати – можно рассмотреть происходящее на экране со всех сторон, увеличив или уменьшив радиус обзора. С другой стороны, в некоторых случаях такие манипуляции для поворота камеры кажутся слишком сложными – иногда добиться нужного ракурса в бою вовремя не получается. Кроме того, столь неудобной для многих беготни по локациям будет много – разработчиками быстрый переход между ними не предусмотрен.

***
Нет сомнений – Drakensang: The Dark Eye получилась качественной RPG в лучших традициях жанра. Правда, она могла бы стать еще лучше, если бы разработчикам удалось соблюсти баланс и немного упросить ролевую систему. Несомненно, настоящие поклонники ролевых игр будут с большим удовольствием проводить часы перед экраном, раздумывая, какую характеристику необходимо повысить своему персонажу на данный момент. Остальных же такие сложности, скорее всего, отпугнут. И они, к сожалению, не увидят этого прекрасного мира, не оценят сложного, интересного и глубокого сюжета, не насладятся приятной графикой и музыкой, звучащей в игре. Остается посоветовать лишь одно – не рубите с плеча. Если вы не равнодушны к жанру RPG, не забрасывайте The Dark Eye при первой же возникшей сложности – ваши усилия будут вознаграждены, и взамен вы проведете немало приятных часов в этом сказочном и интересном мире.
Рейтинги:

Геймплей: 8.5
Графика: 9.0
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 8.5

О том, как культовые игры прошлых десятилетий массово обретают вторую жизнь в виде сиквелов и переизданий, мы говорили не раз и не два. Поэтому сразу к делу: Drakensang: The Dark Eye продолжает дело ролевой трилогии Realms of Arkania , сделанной в 90-х годах прошлого века в Германии. Вполне возможно, вы не слышали об этой серии, но поверьте: у нее было все для того, чтобы стать классикой жанра. Это, конечно, не легенда уровня The Elder Scrolls , но были поклонники, была известность, была, в конце концов, огромная вселенная и проработанный геймплей, в основе которого лежала популярная в Германии настольная ролевая система Das Schwarze Auge. Всего этого оказалось достаточно, чтобы достать серию из пыльного чулана и приделать ей четвертую часть.

Маска, я тебя знаю!

В основе новой игры - все та же Das Schwarze Auge, немецкий аналог Dungeons & Dragons . Благодаря ей игры серии Realms of Arkania местами отчаянно напоминали Eye of the Beholder , Lands of Lore , Ravenloft , Menzoberranzan и прочие D&D-игры минувшего тысячелетия. Конечно, есть в немецкой системе и свои ноу-хау. Например, у персонажей имеются не только положительные черты, но и отрицательные: суеверие, клаустрофобия, боязнь нежити.

Огромное внимание приходится уделять здоровью героев. На каждом шагу приключенцев ждут болезни, отравления и прочие недуги, как будто герои вдруг оказались в Центральной Африке. Плюс нужно постоянно заботиться о сне, воде и пропитании. Все это перенесли и в компьютерную версию игры. Там же были и революционные для своего времени пошаговые бои в изометрии.

Drakensang в этом плане заметно отличается от предшественников. Следуя современной моде на всеобщее упрощение, авторы так адаптировали четвертую редакцию правил Das Schwarze Auge, что из нее исчезли некоторые фирменные черты: отрицательные свойства персонажей, пошаговая боевая система, возможность сколотить состояние на разнице цен у торговцев. Болезни тоже перестали быть столь опасными.

В итоге игра приблизилась к опасной черте, за которой ее практически невозможно отличить от ведущих представителей D&D-движения. Молодые игроки, незнакомые с оригинальной трилогией, легко могут принять этот проект за откровенный клон Neverwinter Nights 2 . Во-первых, схожий дизайн, графический стиль, пейзажи и модели персонажей (естественно, с поправкой на то, что Drakensang все-таки вышла в 2008 году, а не в 2006-м, и потому выглядит ожидаемо лучше). Во-вторых, руководящая и направляющая роль партии: всю игру мы пройдем вместе с могучей кучкой спутников. Правда, тут нет системы влияния на компаньонов, с которой в свое время экспериментировала Obsidian Entertainment , но главное никуда не делись собственные скелеты в шкафу некоторых сопартийцев (и, конечно, связанные с этим персональные квесты). Причем характер большинства товарищей по оружию раскрывается в полной мере только после того, как вы намотаете с ними сотни километров по лесам, полям, рекам и примете несколько судьбоносных решений.

Наконец, как и в Neverwinter Nights 2, для каждого второго диалога предлагается на выбор несколько вариантов поведения: убедить, угрожать, обмануть или продемонстрировать чудеса интуиции, подметив какую-то деталь. Успех каждого варианта зависит от уровня соответствующего навыка.

Занимательная мимика

Диалоги в Drakensang: The Dark Eye имеют огромное значение. Возможность убедить, надавить, обмануть или послать подальше - это не сухая галочка в списке «особенностей», а мощный инструмент, работающий на атмосферу и позволяющий «прогнуть» окружающий мир под свой стиль и манеру игры. Причем вы всегда сможете продемонстрировать силу слова: в диалоге здесь участвует не один главный герой, а вся партия целиком. Каждый персонаж обязательно попытается ввернуть фразу от себя, что создает просто беспрецедентно богатый выбор реплик в отдельно взятом диалоге. И все это происходит не в статике, как в большинстве RPG: камера постоянно скачет от одного участника беседы к другому, демонстрируя эмоциональную анимацию и язык жестов. Одним словом, почти Mass Effect .

Мы решили наглядно продемонстрировать вам уровень анимации и ее значение в Drakensang: The Dark Eye. Используя различные разговорные навыки членов партии, вы можете даже напыщенного аристократа заставить пресмыкаться перед вами. И наоборот - изначально настороженный человек после сеанса беседы может считать вас чуть ли не лучшим другом. Заметьте, это исключительно фокусы языка и никакого мошенничества.

Весь мир - театр!

Сходств много, но важнее другое. Играя на одном поле с серией Neverwinter Nights, авторы Drakensang: The Dark Eye достигают тех же высот в проработке мира, персонажей и общей атмосферы сказочного приключения, а это показательно. При этом здесь собственные драмы и комедии: уникального контента столько, что мысли о каких-то параллелях очень быстро уступают место простому человеческому желанию - играть. Играть запоем, без оглядки на время, сон и домочадцев.

Тут всегда есть чем заняться: улицы и таверны огромного города и небольших поселков регулярно нагружают геройские плечи собственными проблемами. При этом возвращение в город после очередного приключения преподносит новые сюрпризы. На исхоженных вдоль и поперек улочках регулярно разыгрываются свежие сценки: кто-то вывалится с балкона, любимый трактир оккупируют охочие до пива тролли, а охранник у ворот неожиданно попросил подменить его.

Но дело не только в концентрации событий на квадратный метр игры - куда важнее, как это все проработано. А проработано чудо как хорошо: здесь практически нет занудных квестов на сбор ингредиентов и различных частей тела убитых монстров. Мы проводим расследования, работаем под прикрытием и вообще регулярно удивляемся. Даже самые очевидные, казалось бы, поручения могут обернуться целой цепочкой неожиданных событий: запертый в темнице молодой человек вдруг откажется выходить, пока вы не докажете его невиновность, миловидная девушка заманит свою сестру (а заодно героя) в хитроумную ловушку.

Проработка характеров - отдельная тема. Это банально, но каждый персонаж, вплоть до последнего пьяницы, действительно как живой. В одном из заданий мы сначала работаем плечом к плечу с сыном местного мануфактурщика, проходим с ним огонь и воду, совершаем диверсии в тылу врага, прочитываем сотни строчек диалога и вообще успеваем не на шутку к нему привязаться. А чуть погодя, после долгой отлучки, вдруг узнаем, что он был предательски убит. Заверяем - редкая игра способна передать столь правдоподобное чувство жажды мести и горечь утраты одновременно.

Кроме того, Drakensang регулярно ставит перед выбором. От бытового (выдать жене позорную тайну неверного мужа, на чью сторону встать в споре и т.д.) до глобального: на какой торговый дом работать, стать охотником на ведьм или, наоборот, защищать их. Причем последняя ситуация гарантированно провоцирует серьезные моральные терзания.

Плюс юмор. Это одна из немногих RPG, авторы которой действительно умеют шутить. В одном эпизоде вас попытаются ограбить две конкурирующие группы бандитов: с самыми серьезными лицами разбойники будут доказывать друг другу и вам в том числе, что именно они достойны промышлять разбоем, призывая вас же в свидетели.

Таким образом, Drakensang скорее старообрядческая CRPG. Современные игроки, изнеженные дружелюбной механикой Mass Effect или Morrowind/Oblivion (а эти игры специально затачивали под консоли), запутаются здесь в первые же минуты - настолько все разнообразно, вдумчиво и сложно, вплоть до закипания мозга.

В зависимости от вашего отношения к этому феномену сложатся и впечатления от игры. Если вы с удовольствием играли в «Ведьмака » и презрительно фыркали в сторону «примитивной» Jade Empire , то Drakensang, вероятнее всего, придется вам по душе. Если же вы не привыкли к многосложной возне с ролевыми параметрами и инвентарем каждого члена партии, то подумайте дважды, прежде чем садиться за эту игру.

Демократия для манчкина

Все это справедливо и для игровой механики. Она сложна, она проработана, она хардкорна. Зато те, кто готов с этим смириться, найдут здесь гибкую ролевую систему, интересные сражения и увлекательный шопинг в поисках новых бронзовых панталон.

Вдумайтесь только - двадцать классов персонажей. Помимо различных вариаций воинов, воров и магов, присутствуют амазонка, бродяга и даже пират. Налицо и четкое деление по расам: есть специальные классы для гномов и эльфов. У каждого члена партии - около десятка базовых параметров, в том числе такие редкие, как толковость и интуиция, позволяющие в числе прочего лучше понимать намерения собеседников (в диалогах зачастую участвует вся партия). Несчетное количество всевозможных умений, которые, кажется, учитывают все особенности героической жизни - от способности правильно срывать лечебные лютики и взламывать замки до понимания животных, позволяющего в некоторых случаях подчинить своей воле или успокоить братьев наших меньших. Есть и такая экзотика, как способность быстро ориентироваться в городе: она делает жителей только что открытой локации более разговорчивыми, а также открывает доступ к некоторым торговцам.

Вместо томительного ожидания нового уровня, ограничений при повышении и услужливой кнопочки автоматического распределения очков Drakensang предлагает полную вольницу и самостоятельность: в любой момент, даже во время боя, накопленный опыт можно инвестировать в абсолютно любое умение или параметр. У каждого класса есть свои предпочтения и персональная ахиллесова пята, но никто не помешает вам заставить импозантного мошенника с косичкой выучить кузнечное дело, а коренастого гнома с грозным лицом - собирать цветочки-ягодки под общее хихиканье. Просто предварительно придется найти специального мастера, который обучит непрофильному умению.

Наконец, в Drakensang вам может понадобиться даже умение подать себя в высшем обществе: развивая его, персонаж сможет быстрее понять, как и что говорить или делать в соответствии с правилами этикета. Важно, что эта система воспринимается свежее, чем ее аналог в серии Neverwinter Nights: здесь больше демократии и участия игрока. Подробнее об этом см. в нашей врезке о диалогах.

Справедливости ради отметим, что порой у разработчиков возникают проблемы с балансом: вполне комфортно можно прожить без крафтинга и алхимии, а деньги на определенном этапе просто некуда девать. Но на фоне иных представителей жанра это не выглядит серьезным огрехом - главное, что игра постоянно бросает вызов и не позволяет себе скатиться до беззаботной прогулки по трупам.

Все это подкрепляется нестыдным техническим исполнением. Дело даже не в технологиях, а в общей стилистике игры. Витиеватая архитектура старого замка, живописный берег реки с плывущими по небу облаками или отсвет языков пламени на золотом щите - все одинаково просится на скриншот. Секрет мастерства: точечная анимация и обилие таких пронзительных деталей, как, например, ветер, играющий листьями в воздухе за вашей спиной.

Музыкальные темы в Drakensang: The Dark Eye - это уровень Джереми Соула, сериала Gothic и по совместительству идеальное воплощение понятия «музыка для эпического фэнтези».

* * *

Учтите, однако, что все пропетые выше дифирамбы исходят от ролевого игрока старой закалки. И чтобы прочувствовать всю прелесть Drakensang, надо быть таким же фанатом жанра или как минимум иметь желание им стать. Это не та игра, которая влюбит в себя вне зависимости от вашего желания: чтобы ее понять, нужен особый настрой и склад ума. И человек неподготовленный рискует просто-напросто растеряться от обилия возможностей и, в конечном итоге, заскучать.

Но при всей своей неоднозначности Drakensang - одна из главных ролевых игр года. Отчасти это объясняется тем, что сильных игр в этом жанре не появлялось уже давненько. Страсти непременно накалятся в ближайшие год-полтора, с выходом Alpha Protocol , Risen , Arcania: A Gothic Tale и, конечно, Dragon Age: Origins . Но пока вся эта тяжелая артиллерия еще только на подходе, постарайтесь не пропустить The Dark Eye.

Отдельно порадуемся за Radon Labs : выпустив шесть лет назад Project Nomads - известный в узких кругах гибрид из экшена, аркады и стратегии, они вдруг занялись симуляторами рыбалки, ветеринара и сумасшедшей курицы. И вот наконец помутнение прошло: в этом году немцы триумфально вернулись в «большой спорт» с Treasure Island (см. октябрьский номер «Игромании») и нашим сегодняшним героем.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - да

Оригинальность - нет

Легко освоить - нет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Четвертая часть классической ролевой серии Realms of Arkania, хардкорная ролевая игра для сильных духом.

Loading...Loading...