Спаять джек 3.5. Распиновка наушников. Перечень необходимого оборудования для ремонта

Очень часто у наушников обламывается провод около штекера.

Попробуем отремонтировать эту неисправность своими силами. Для этого нам потребуется клей, обычная катушка с нитками, кусок термоусадочной трубки и изолента.

Клей желательно использовать, который предназначен для склеивания ткани. Но у меня в наличии был только "Монолит". Ни в коем случае нельзя применять электропроводный клей. Из инструментов потребуется паяльник с тонким жалом, флюс, припой, кусачки, острый нож, зажигалка и тестер.
Для начала отрезаем провод от штекера и кусачками снимаем с него защитный кожух.

Паяльником аккуратно убираем остатки припоя и проверяем штекер на короткое замыкание. На нашем штекере имеются три контакта. Это общий, левый и правый
канал.

Тестер при прозвонке этих контактов между собой должен показать бесконечное сопротивление. Если это не так, значит или "висит сопля" из олова или проплавлен изолятор. "Соплю" можно попробовать убрать паяльником или надфилем. Во втором случае, штекер, скорее всего ремонту не подлежит. Придется искать другой. Но в нашем случае все нормально и мы продолжаем работу.
С провода аккуратно снимаем изоляцию.

От него к штекеру идут три разноцветных провода. Синий, зеленый и золотистый (оплётка). Золотистый это общий провод. Остальные два это левый и правый канал наушников.

Работать надо аккуратно. Каждая жила провода очень тонкая и хрупкая. Также провода находятся в шёлковой изоляции. Концы проводов надо залудить (покрыть оловом). Для этого жилы острым ножом очищаем от шёлковой изоляции и скручиваем вместе. Можно попробовать немного обжечь изоляцию пламенем зажигалки и зачистить до блеска.


После лужения измеряем сопротивление левого и правого канала относительно общего провода. В нашем случае оно составило около 50 ом.

Теперь наступает самый трудоемкий процесс. Это пайка проводов к штекеру.
Перед пайкой не забываем одеть на провод термоусадочную трубку.
Штекер желательно как-нибудь закрепить. Например, в тисках или с помощью любого другого зажима. В качестве припоя я использовал ПОС-61, а в качестве флюса спиртовой раствор канифоли. На провода перед пайкой надо одеть маленькие кембрики, сделанные из изоляции любого тонкого провода.

Паяем быстро и аккуратно, чтобы не пережечь провод и не подплавить изоляторы. Если капля припоя легла не аккуратно её можно подправить надфилем. После пайки делаем контрольный замер сопротивления. Если оно совпадает с тем, что получилось раньше, то работа сделана успешно. В противном случае придётся делать работу заново. Далее на место пайки капаем немного клея, не давая, ему попасть на контакты штекера и даем высохнуть.

После этого место пайки с небольшим усилием обматываем нитью и завязываем на узел. Делаем контрольный замер сопротивления. Затем обмотанную нить пропитываем клеем и даём хорошо высохнуть.

Ещё раз контрольный замер сопротивления.
И последний штрих это установка термоусадочной трубки на место. Трубку желательно греть паяльным феном. Если его нет, можно попробовать пламенем зажигалки.

Делаем это быстро, чтобы не повредить провод и пайку. При отсутствии термоусадочной трубки можно применить изоленту или скотч.
После всех этих хитрых манипуляций делаем последний контрольный замер сопротивления и радуемся (или огорчаемся) полученному результату.

Хочу отметить, что работа очень кропотливая. Требуется минимальный навык работы с паяльником и с первого раза может ничего не получится.
Этим способом была восстановлена работоспособность многих наушников. Также можно восстанавливать шнуры блоков питания и зарядных устройств различных гаджетов. В последнем случае нужно правильно распаять «+» и «-».

Давайте затронем такую тему, как коммутация домашней студии звукозаписи. Помимо всего музыкального оборудования, которое мы рассматривали ранее, нам понадобиться еще и хорошая система коммутации кабеля. То есть соединение всего музыкального оборудования с помощью кабеля. Большинство начинающих звукорежиссеров не придают этому особого значения, так как считают уже последним делом. Но на самом деле это грубая ошибка.

Хотите верьте, хотите нет, но я полностью убежден в том, что качество звука в студии любого класса зависит от качества коммутации. Проверялось это неоднократно в самых разных студиях и оборудованиях. Таким образом, можно сделать простой вывод. С безграмотным и некачественным соединением музыкального оборудования добиться хороших результатов нельзя. Именно по этой причине ниже я расскажу обо всех ключевых моментах коммутации в домашней студии звукозаписи.

Виды кабеля

Все кабели, которые используются в студии звукозаписи, делятся на два вида:

  • Балансные или симметричные кабели — содержат в себе два сигнальных кабеля и одну металлическую оплетку.
  • Небалансные или несимметричные — содержат один сигнальный кабель и одну металлическую оплетку.

Я считаю, что в своей студии стоит использовать балансные кабели. Называются они так потому, что распаиваются одинаково с обоих концов и их сигнальные жилы не перепутаны местами. Такая распайка дает преимущество в меньшем количестве шумов, которые возникают от различных наводок.

Виды разъемов

Давайте рассмотрим необходимые нам виды разъемов. Однако для начала, нужно разобраться в составных частях:

  • Гнездо — это то, куда подсоединяют кабель;
  • Штекер — это то, что подсоединяют.

Разъемы, которые используются в студии звукозаписи, бывают 4 видов:

Jack (может называться как толстый или большой джек) — его размер 6,3 мм. Еще он обозначается, как 1,4 дюйма. Штекер джек может быть двухконтактным и трехконтактным. Двухконтактный (TS) происходит от (Tip) (3) , то есть кончик и (Sleeve) (1) , то есть сама гильза. Разделено все это пластиковым черным колечком (4) . По сути здесь два контакта — тип и гильза. Что касается трехконтактного джека (TRS) , то здесь есть Tip (3) , Sleeve (1) и дополнительно добавлен Ring (кольцо в штекере) (2) , к которому подходит контакт pro-канала либо инвертирная фаза сигнала.

Трехконтактные джеки используются не только в качестве стерео, но и в качестве балансных моно-кабелей при определенной распайке. То есть если трехконтактный jack может использоваться в моно и стерео, то двухконтактный только в качестве моно-джека. Разъем jack обычно используют при подключении гитары, клавишных инструментов (например, синтезатор) , а также процессоров звуковых эффектов. Еще такой разъем стерео джека может использоваться для балансного к звуковой карте и подключения к ней и усилителя для наушников. По сути, это довольно-таки универсальный разъем.

— этот разъем, кроме как, размером больше ничем и не отличается. Бывает как двухконтактный, так и трехконтактный. В профессиональной среде minijack, пожалуй, используется только в . Поэтому более подробно о нем мы останавливаться не будем.

Canon XLR (XLR 3) — это профессиональный разъем и в бытовой аудиотехнике он, как правило, не применяется. Представляет собой металлический (иногда пластиковый) разъем с тремя штырьками. Как и в случае с джеком, эти штыри соответствуют тремя контактам: sleeve, tip и ring. С помощью такого xlr разъема коммутируется довольно большой объем студийного оборудования. Например, мониторы, предусилитель с микрофоном, а также микрофон с микшерным пультом, с аудиоинтерфейсом и многое другое.

(разъем тюльпан) — он часто встречается в бытовой аппаратуре, но может встречаться на некоторых бюджетных звуковых платах или мониторах. Обычно используется два разъема (левый и правый каналы) . В профессиональных студиях звукозаписи тюльпаны используются по большей части как разъемы цифрового интерфейса S/PDIF. Иногда встречаются и на как выходы для записывающего устройства. Но все же очень часто такой разъем встречается именно в бытовой технике и видеоаппаратуре.

Схема распайки кабеля

Я не буду рассматривать схему распайки кабеля, так как это очень долго. Но полностью оставить такую важную тему без внимания мы просто не можем. Поэтому я прилагаю графические схемы распайки всех необходимых соединительных кабелей и схемы подключения коммутации различного оборудования в домашней студии звукозаписи. Кликните по изображению чтобы увеличить.

Вы спросите: «А зачем вообще, паять? Почему нельзя купить готовые соединительные кабели?» Да, купить готовые можно. Но проблема в том, что не все кабели можно легко найти. А готовые распаянные обойдутся вам дороже, чем покупка отдельного кабеля, штекеров и дальнейшая распайка. Еще преимущество заключается в том, что можно купить кабель именно необходимой длины.

Но здесь есть и свои минусы. Дело в том, что не все умеют хорошо паять. В таком случае остается один наиболее оптимальный вариант — купить необходимый кабель и штекеры отдельно. А затем отдать все это профессионалу, который качественно все спаяет. Это выгодно во всех отношениях.

Теперь я хочу вам дать ряд советов по коммутации в домашней студии звукозаписи. Вы должны запомнить и по возможности следовать им. Вот эти рекомендации:

  • Используйте только качественные кабели и разъемы . На этом не экономьте. Конечно, покупать кабель стоимостью в несколько десятков долларов за метр для менее бюджетной аппаратуры будет бессмысленно. Но и покупать поддельные и некачественные изделия за пару рублей за метр от неизвестных производителей тоже не вариант. Я доверяю таким производителям, как Klotz и Proel .
  • Используйте одинаковые кабели для подсоединения одинаковых компонентов. Например, при подключении мониторов к аудиоинтерфейсу, каждый из них должен быть подключен к интерфейсу с одинаковым кабелем. Причем как по длине и распайке, так и по фирме производителя и даже самой модели.
  • Выбирайте балансное подключение. Такое подключение дает намного меньше шумов, которые происходят от различных наводок и позволяет использовать более длинные кабели.
  • Предпочитайте по возможности подключение с помощью разъемов XLR. Они обладают лучшими характеристиками по сравнению с остальными. Но если такой возможности у вас нет, например, когда выходы аудиоинтерфейса использованы джек, а на входе джек и xlr, то тогда используйте кабель джек джек.
  • Если вы решите паять кабели самостоятельно — будьте очень внимательны и не перепутайте местами сигнальные жилы. В противном случае может возникнуть такая вещь, как противофаза и при записи стерео-сигнала в таком случае звука вообще, не будет слышно. А при воспроизведении звук будет взаимоподавляться, то есть один канал будет поедать другой. Поэтому если вы решите паять кабель самостоятельно, то руководствуйтесь теми схемами, которые приложены в этой статье.

На этом мы заканчиваем разбирать тему. Теперь вы знаете, какая должна быть коммутация в домашней студии звукозаписи. Вы уже знаете, какой вид кабеля лучше использовать, какие бывают виды разъемов и схемы распайки кабеля. Также в конце я давал вам полезные советы по коммутации кабеля в студии. Старайтесь обязательно их соблюдать.

Довольно часто на гарнитуре происходит обрыв провода , подходящего к штекеру - по мнению специалистов, это самый распространенный дефект, который случается из-за частых перегибов и различных механических повреждений.

Внутри кабеля находятся несколько очень тонких и нежных проводков, которые легко могут порваться от сильного натяжения или рывка. Можно ли осуществить ремонт штекера наушников своими силами, и что для этого нужно?

Чтобы выполнить ремонт наушников своими руками, нам понадобится:

  • непроводящий ток клей или эпоксидная смола;
  • специальная трубка термоусадочного типа - это альтернатива изоленты;
  • старая авторучка;
  • тестер (мультиметр);
  • паяльник с тонким жалом и всеми сопутствующими составляющими (олово, канифоль);
  • бокорезы;
  • монтажный нож;
  • зажигалка.

Лучше использовать клей для тканей, если не нашли эпоксидную смолу, которой понадобится всего несколько капель.

Алгоритм ремонта

Самостоятельно можно отремонтировать многое — тут главное желание и умение работать с различным инструментом. Рассмотрим весь процесс поэтапно.

  1. Бокорезами откусываем штекер, отступив от него на 2-3 см.

  2. Достаем из запаянного разъема штекер наушников и отрезок старого провода - для этого просто разрезаем оболочку по шву острым монтажным ножом.

    Теперь нам видно, где припаиваются проводки к штекеру - делаем фото на память, чтобы потом ничего не перепутать. Впрочем, есть стандартная распайка проводов , идущих от наушников: медного (желтого) цвета - общий, зеленого - левый наушник, красного - правый.

  3. Отрезанный провод, ведущий к наушникам, освобождаем от лакового покрытия, зачищаем и лудим кончики провода, заземление каждого канала соединяем вместе.

    Проверяем штекер на отсутствие короткого замыкания, предварительно убрав остатки олова. Схема расположения каналов представлена на фото:

  4. Берем старую ручку, разбираем ее и используем только наконечник - из него будем делать новый корпус для разобранного нами штекера.

  5. Откусываем бокорезами нужной длины термоусадочную трубку , которая вместо изоленты будет предохранять провода от резкого перегиба на самом выходе из нового штекера.

  6. На провод одеваем будущий корпус, затем трубку, приступаем к окончательному монтажу. Как припаять провода, чтобы ничего не напутать? Для этого есть сделанная ранее фотография.

  7. Прежде, чем все запаковать в трубку с термоусадкой, делаем проверку - надеваем наушники, щупами мультиметра поочередно касаемся контактов разных каналов, при этом должны слышаться шорохи или щелчки. Можно попробовать воткнуть незавершенную конструкцию в разъем телефона и включить радио. Если подключиться к МП3-плееру для прослушивания музыки, то можно проверить, используя баланс, как работает каждый канал.
  8. При положительном результате проверки надеваем на место пайки трубку и при помощи открытого огня зажигалки «обжимаем» ее, чтобы она прочно охватила открытую часть штекера, как показано на фото.

  9. Разводим несколько капель эпоксидки, наносим ее на трубку, одеваем корпус, и откладываем все на несколько часов для полной полимеризации компонентов.

Вот и весь процесс, как починить наушники от мобильного телефона или гарнитуры ноутбука.

Схемы распайки при количестве жил провода более двух

Пользователи часто интересуются можно ли починить наушники более сложной конструкции, когда внутри проводов больше? К одному штекеру может подходить разное количество проводков - это зависит от класса наушников :

  • моно - 2 провода, здесь трудно что-то перепутать;
  • стерео и моно - три проводка и разные схемы подключения;
  • стерео гарнитуры - 4 шт.;
  • гарнитуры или наушники с микрофоном - 5-6 шт.

Теперь о каждом классе, кроме первого, расскажем подробнее.

Три жилы

От каждого наушника обязательно идут две жилы в одной оплетке или в разных - это плюс и минус. Иногда в конце, при подсоединении к штекеру, конструкторы объединяют минусовые в один жгут и получается на выходе 3 штуки. Чтобы всем пользователям было ясно, приводим подробную схему распайки штекера, где видно, куда именно надо припаивать проводки согласно их цветовому оформлению.

Жесткого стандарта покрытия цветным лаком нет. Например, провода левого канала могут быть синими, белыми или зелеными.

Четыре жилы

Здесь существуют два различных варианта.


Важно! Микрофонный провод на первый взгляд выглядит, как одна жила, но на самом деле их две: очень тонкая жилка в полихлорвиниловой оболочке обмотана сверху медным проводом с бесцветной эмалью для защиты.

5 жил и более

У различного вида гарнитур последнего класса может обнаружиться от 5 до 10 отдельных жилок, поэтому ориентироваться будет гораздо сложнее. Сигнальная жилка от микрофона всегда в оплетке одного цвета, а остальные бывают всевозможных оттенков. Ни один специалист точно вам не скажет точно, какой провод куда надо припаять. Как заменить провод от штекера на наушниках в этом случае? Здесь действует только такая методика: проверяем мультиметром каждую жилку, чтобы определить к левому или правому динамику она идет, затем находим общие, объединяем в один жгутик.

Припаивать к штекеру надо согласно схемам, которые мы показывали, или найдите в интернете отдельную схему, которая подходит для вашего случая.

Отремонтируйте таким методом вашу гарнитуру или наушники к мобильнику и сэкономьте деньги из домашнего бюджета.

Наверное такое бывает у всех, когда мы слушаем музыку мы ложем сотку в карман джинсов и идем по своим делам. Со временем от постоянных сгибов провода и штекера у нас начнётся разбалтываться разъем, что самое страшное, так как его замена стоит не дёшева или ломаются места спайки (отходить пайка) или надламываются проводки штекера.

Симптомы неисправности проводов наушников.

В результате постоянных сгибов провода, будут появляться шумы в наушниках и при шевелении соединения штекера с проводом будет пропадать звук, будут работать не все динамики в наушниках. Если у вас такие симптомы, то можно перепаять разъем самостоятельно практически без опыта работы с паяльником.

Как проверить что у вас неисправен разъем.

Вставите в разъём рабочие наушники и включите музыку. Если в работающих наушниках музыка не играет, то у вас сломался разъём. Также если слышно шипение при шевелении штекер, то это значит что скоро может выйдет из строя разъём.

Самостоятельно перепаять разъем можно даже без большого опыта работы с паяльником.

Распиновка провода разъема 3.5 (Jack) с микрофоном и без него.

Сейчас в основном везде используется распиновка проводов наушников с микрофоном приведённая на первой картинке ниже, но также и существует другая в основном она используется на старых телефонах и в телефонах некоторых производителей. Различаются они тем, что контакты микрофона и земли поменяны местами.

Если вы перепаяли штекер наушников и у вас тихий звук в наушниках, а при нажатии на кнопку приема звонков наушников громкость в наушниках повышается, то вам следует перепаять провод земли и микрофона(поменять их местами).

Распиновка 3 5 мм jack 4 контакта


Распиновка 3 5 мм jack с 3 контактами

Что делать если не работают наушники. Ремонт наушников своими руками.

Нам понадобится ножик, паяльник, припой, канифоль отрезаем 5-10 см провода от штекера, убираем всю изоляцию со штекера на всякий случай запомните последовательность проводов по цветам (иногда они отличаются). Зачистите провода и запаяете к 3.5 мм разъёму. Советую место пайки залить горячим клеем(термоклей) и сжать термоусадкой, так соединение прослужит значительно дольше. Провода будет паяться плохо, но советую дольше прогревать, и у вас все получится. Также смотрите

Бывает такое, что купив что-то в интернет-магазине (особенно на китайском) попадается брак. Что-то можно отремонтировать, а что-то можно выкинуть. Вот и мне попался такой mini jack 3.5 мм, который рассыпался после падения на пол.

Чтобы его собрать нам понадобится: супер-клей глей, пинцет, штатив "третья рука", наждачка нулёвка для удаления остатков клея со штекера и обычный мультиметр для прозвонки, чтобы убедиться, что всё работает.

И так начнём:

1. Разберём и закрепим на "третьей руке"

2. Возьмём пластиковый изолятор, находящийся между контактами правого канала и общим, намажем тонким слоем клея

и аккуратно вклеить как показано на фото (ниже)

4. Когда всё высохнет минут через 5-7 можно склеить в одно целое, то что делали в пунктах 2 и 3, намазывать клей тонким слоем вокруг штырька на пластиковый изолятор где на фото (ниже) будет показано

5. Приклеиваем контакт левого канала и прижимаем к столу чтобы схватилось

6. Когда всё склеится нужно прозвонить мультиметром как показано на фото (ниже).

Loading...Loading...